понедельник, 24 января 2011 г.

Эссе команды МОУ СОШ №16

Эссе на тему: «Психология: вчера, сегодня, завтра»

С одной стороны психология очень древняя наука, так как своими корнями она уходит в античность, в  тоже самое время мы говорим о том, что эта молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она вся еще в будущем. Как самостоятельная наука психология стала изучаться лишь в ХХ веке.  Современной экспериментальной науке предшествовали философские размышления, с одной стороны, и практические познания психологии людей, с другой.
Если говорить о психологии «вчера», то неоспоримо влияние на ее становление таких ученых, как Гиппократ, с его учениями о темпераменте, также велик вклад Платона, оказавшего влияние на развитие философских основ представлений о психике, Аристотеля, в своем трактате «О душе» он дал развернутый анализ предмета психологического исследования. В средние века вопросом психологии уделял большое значение великий восточный ученый и врач Ибн Сина (Авиценна). Первым, кто употребил термин «психология» был Рудольф Гоклениус в 1590 году.
XIХ век стал для психологии веком постепенного зарождения ее, как научной дисциплины. Эрнст Вебер исследует зависимость ощущений от стимулов, Вильгельм Вундт в 1879 открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции. Именно с этого года о психологии стали говорить, как о науке.
Психология «сегодня» -  это психология активно развивающаяся, как наука, имеющая свои направления и различные школы. С ХХ века в психологии стали выделяться такие направления, как: психоанализ – З. Фрейд, бихевиоризм – Дж. Уотсон, базируется на учениях  И.П. Павлова и Э. Торндайка, гештальтпсихология – М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, гуманистическая психология – А. Маслоу, К. Роджерс. В отечественной психологии велика роль таких ученых, как: Л.С. Волгодский,  который сформулировал основные принципы  культурно-исторической психологии, основанной на марксизме, И.М. Сеченов ввел новое понимание «психического акта», он объяснял своим открытием процесс мышления и воли, А.Ф. Лазурский – учение об индивидуальных различиях, разработка естественного эксперимента, Г.И. Челпанов – субъективные методы экспериментальной психологии, И.П. Павлов – учение о высшей нервной деятельности, П.П. Блонский – психология развития ребенка. С современной психологией взаимодействуют  медицина, юриспруденция, педагогика, социология. Эти науки черпают из психологии необходимую информацию о человеке, как личности, субъекте социальных отношений. Развитие этих наук зависят от развития психологии, также как психология от них.
         Мы живем в эпохе компьютеров и бесконечного потока информации. Сверхсложные технологии избавляют человека от нужды, личного создания материальных благ.  Человек контактирует с интеллектуальной техникой,  вербальному общению предпочитается виртуальное.  Скорее всего, психология будущего будет все больше обращать внимание на изменение психики человека в связи с влиянием на нее иллюзорного, компьютерного мира. Будут рассматриваться такие аспекты, как взаимодействие людей на расстоянии без посредственного контакта друг с другом. Для изучения интеллекта человека, его способностей, черт характера будут использоваться новые компьютерные технологии и программы.
Уже сегодня мы говорим о том, что существующие методы исследования человеческой психики не подходят даже на современном этапе, они дают недостоверную информацию, так как все больше развитие подрастающего поколения происходит не при помощи книг, карандашей, а при помощи компьютерных программ.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении всего своего развития она остается неизменной в одном – эта наука о человеке, о его внутреннем мире, душе. Для того, чтобы психология продолжала свое развитие, все больше должно уделяться  внимания особенностям развития человека на современном этапе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий